Накануне нового года в ГКОУ «Вохомская школа-интернат» поступило специальное оборудование для мониторинга здоровья детей. Речь идет об аппаратно-программных комплексах для скрининга соматического, психического и социального здоровья детей. Оборудование закуплено на средства областного и федерального бюджетов. Новая техника уже появилась в кабинетах логопеда, психолога, дефектолога и медицинской комнате. С помощью комплексов можно отслеживать предрасположенность к аддиктивному поведению подростков, проводить диагностику умственного развития, школьной адаптации. Комплекс для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции называется «Волна». С помощью этой программы психолог проверяет, насколько правильно дышит ребенок. Это важно, так как активизирует обменные процессы, улучшает кровоснабжение мозга и положительно влияет на нервную систему. Основной целью программы «Волна» является обучение ребёнка навыку правильного, оптимального типа дыхания. Методика обучения диафрагмально-релаксационному дыханию может использоваться как здоровьесберегающая технология в образовательной программе формирования установки на здоровый образ жизни, а так же как программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков. В школьных условиях использование программы «Волна» обеспечит создание здоровьесберегающей среды, поможет решить проблемы коррекции таких часто встречающихся нарушений, как снижение концентрации внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения.

Также кабинет психолога пополнился новым оборудованием, с помощью которого можно диагностировать умственное развитие детей. Специальный конструктор помогает развить у ребенка пространственное мышление (методика развития и коррекция пространственного мышления «Игры с тенями»). Ученик сам выбирает картинку, по которой будет собирать конструкцию, и пытается воплотить ее с помощью деталей. А, казалось бы, простая детская игра на самом деле предназначена для определения ведущей модальности – ребенок проделывает несложные задания то одной, то другой рукой. Всего несколько десятков программ, позволяющих проводить психологическую работу с детьми более качественно.
Поправить зрение теперь тоже можно прямо в школе. Тренажёр «Лечи-играй» способствует профилактике нарушения зрения, развитию остроты зрения у взрослых и детей, укреплению глазных мышц, коррекция косоглазия у детей, посттравматической и постоперационной реабилитации, коррекции функциональноых зрительных расстройств и другие патологии. В основе лечебного воздействия устройства «Лечи-читай» положен принцип реализации 6 принципов лечения офтальмологических заболеваний: расслабление, стимуляция, изменения расстояния до фокусируемого объекта, импульсная цветостимуляция, тактильное воздействие на нервную систему, улучшение кровообращения и улучшение доставки питательных веществ для улучшенной регенерации тканей глаза.
Комплексная программа «Сталкер» предназначена для первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения с детьми и подростками от 10 – 18 лет. В нем описана методика психологического обследования детей среднего и старшего возраста с использованием специального программного обеспечения и дается интерпретация полученных результатов. Включено описание стратегии проведения психологических тренингов, ролевых игр и информационных занятий по темам: наркомания, алкоголизм, табакокурение, СПИД, стресс. Кроме того, пособие содержит описание индивидуального психофизиологического тренинга с использованием программы «ИБИС».
Методическое пособие «Технология развития ответственности у подростков». В методическом пособии рассматриваются различные подходы к понятию «ответственность», роль индивидуальной ответственности в адаптационных саморегулятивных механизмах личности. Анализируется психологическая структура ответственности. Проводится сравнительный анализ становления ответственности подростков в различных социальных жизненных условиях. Описывается технология групповой и индивидуальной работы по развитию ответственности у подростков группы риска. Предлагается тренинговая программа ранней профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
Заниматься с детьми с проблемами дикции теперь также станет легче. Это позволит сделать новая программа логопедического обследования детей автора В.М.Акименко. Комплекс предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции у здоровых и больных людей (дети с 4 лет, подростки и взрослые) методом БОС (биологической обратной связи). В данном методическом пособии описана система обследования учащихся с помощью устройства, которое содержит детальное описание процедуры обследования и рекомендации по оценке показателей, изложены алгоритмы расчётов полученных результатов по уровням развития, включает описание разработанных таблиц, фиксации результатов, использование которых упрощает отчётность специалиста и позволяет проследить динамику коррекционной работы.
Комплекс КМД (комплекс медицинский диагностический) «Здоровый ребенок» позволит организовать систему наблюдения, направленную на выявление нарушения здоровья и слежение за динамикой функциональных и паталогических процессов у каждого ребенка, с целью своевременного проведения оздоровительных мероприятий. Программное обеспечение «Здоровый ребёнок» позволяет формировать базу данных на каждого обучающегося образовательного учреждения. Показания с приборов автоматически поступают в программное обеспечение, где накапливается и сравнивается с заложенными медицинскими нормами. По результатам обследования выдаётся комплексная оценка состояния здоровья обучающегося. Комплекс комплектуется компьютером, поэтому особенно удобен при вводе эксплуатацию, так как не требует никаких программных и системных настроек. Компьютер уже встроен в корпус комплекса, подключен к приборам, функционально и программно настроен и проверен.
Для автоматизированного сбора и обработки статистической информации с комплексов КМД «Здоровый ребенок» разработано программное обеспечение «Мониторинг здоровья».
Компьютерный плантограф, который позволит диагностировать плоскостопие на ранней стадии заболевания.
Звукоусиливающая аппаратура.
«Слуховой тренажёр «Соло» 01/»Соло» 01 – В предназначен для индивидуальной работы преподавателя с детьми при обучении учащихся с потерей слуха 1-4 степени и дефектими речи, с целью коррекции слуха и развития речевых навыков.
А также 4 ноутбука, МФУ, комплекты таблиц по здоровому образу жизни, основам безопасности жизнедеятельности, тесты, опросники.
Сейчас в школе только начали апробировать новое оборудование. Комплекс будет обеспечивать ведение базы данных школьников, включая измерения антропометрии, психоэмоциональное состояние с учетом влияния школьной и домашней среды.
Качественное оснащение кабинета здоровья в школе — залог эффективной работы профильного специалиста и обязательное условие для своевременного принятия необходимых мер по охране и коррекции здоровья учащихся.