logo-2023-3

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий. Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений, навыков, необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья. При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка. Обучение ребёнка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе.

ГКОУ «Вохомская школа-интернат» является участником проекта по реализации мероприятий по внедрению в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы (государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации). В рамках проекта планируется создание регионального центра-оператора системы мониторинга здоровья обучающихся, оснащение медицинских кабинетов и кабинетов здоровья в 10 государственных общеобразовательных организациях. Это областные школы и школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями. Качественное оснащение кабинета здоровья в школе — залог эффективной работы профильного специалиста и обязательное условие для своевременного принятия необходимых мер по охране и коррекции здоровья учащихся. Отечественная система мониторинга «позволит оперативно влиять на организацию работы по сохранению и укреплению здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья».
Всего в государственной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» участвует 19 субъектов Российской Федерации. Бюджет программы составил 270 млн. рублей.
Главным критерием для отбора регионов-участников программы была обозначена потребность в повышении «эффективности психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ». На внедрение системы в Костромской области будет направлено более 9,8 миллионов рублей из федерального и регионального бюджетов.В учреждениях будет установлено отечественное оборудование и программные комплексы для скрининга психического, социального, физического и соматического здоровья обучающихся, программно-индикаторного комплекса для обучения навыка психофизиологической саморегуляции методом БОС и др. на сумму около 1 млн. рублей.Реализация проекта также предусматривает повышение квалификации специалистов и педагогических работников. Программа курсов повышения квалификации реализуется в очно-заочной форме с 4 по 16 декабря.
На первом этапе реализации данного проекта школа участвовала во Всероссийском конкурсе «Школа-территория здоровья». Организатор всероссийского конкурса Министерство образования и науки Российской Федерации. Конкурс проводился в целях выявления лучших практик организаций образовательного процесса и обеспечения охраны здоровья и привлечения внимания участников образовательного процесса к проблематике сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
На втором этапе - группа педагогов нашей школы, в составе заместителя директора по ВР, психолога, логопеда, дефектолога и учителя начальных классов, прошла курсы повышения квалификации в городе Москва в «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Тема курсов:«Вопросы внедрения системы мониторинга здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и здоровьесберегающих технологий». Цель курсов: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Курс даёт представление о здоровьесберегающих технологиях в работе с обучающимися с ОВЗ, формировании здоровьесберегающего образовательного пространства, условиях формирования здоровьесберегающей среды образовательной организации. Дистанционная часть курса, имея свою специфику в освоении материала, также предлагает слушателям не только познакомиться с теоретическими аспектами изучаемой тематики, но и практические занятия по отработке полученных теоретических знаний.
Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Наша задача обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Эта цель будет способствовать основной цели обучения – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.